Главная » 2012 » Январь » 7 » Мысли о Теме
01:51
Мысли о Теме
Слова Карен Хорни, сказанные в 1933 году, остаются актуальными и на сегодняшний день. Кто только из психологов не обращался к этой теме, какие только теории не были выдвинуты, а воз и ныне там. И это при том, что мы имеем дело с самой распространенной из всех перверзий! Единственное, что мне представляется бесспорным - садомазохизм имеет архетипические корни (в терминологии Юнга), и этот архетип оказывает влияние на жизнь всех без исключения людей. В конце концов, не зря Гроф в своих психоделических сеансах всегда наталкивался на так называемую БПМ 3. Впрочем, сейчас я хотел бы остановиться на совершенно ином астекте темы - "нравственном". Разумеется, не в ханжеском смысле (здесь полностью согласен с В. В. Розановым: "даже не знаю, через "е" или через "ерть" пишется "нравственность"). Мировоззрение человека должно быть целостным, если одна сторона его противоречит другой - это признак духовного нездоровья, наверное. Попробуем ответить на вопрос: совместимы ли христианский взгляд на мир (хочется говорить о нем, все-таки, это мой взгляд) и БДСМ ? То есть можно ли без внутренних противоречий исповедывать и то, и другое? В общих чертах ответ на этот вопрос для меня звучит так: если говорить об историческом христианстве, так оно и не было ничем иным, кроме сплошного БДСМ . Но то учение, которое принес на землю Господь, - прямо противоположно тематическому направлению. Теперь позволю себе рассмотреть эти вопросы подробнее. Их, как мне представляется, два: связанный со второй и третьей и с третьей и четвертой буквами. I И вот вместо твердых основ для успокоения совести человеческой раз навсегда - ты взял все, что есть необычайного, гадательного и неопределенного, взял все, что было не по силам людей, а потому поступил как бы и не любя их вовсе, - и это кто же: тот, который пришел отдать за них жизнь свою! Вместо того чтоб овладеть людской свободой, ты умножил ее и обременил ее мучениями душевное царство человека вовеки. Ф. М. Достоевский. Легенда о великом инквизиторе. Первый вопрос - вопрос о власти. Разумеется, в жизни общественной отношения власти и подчинения необходимы, на них держится существование человеческого общества. Значит ли это, что и во взаимоотношениях людей кто-то всегда должен быть "сверху", а кто-то "снизу"? В реальной жизни обычно так и происходит: столкновение силы характеров (уровней личной силы в терминологии Кастанеды, если угодно) приводит к тому, что один становится "ведущим", другой - "ведомым". Но всегда ли так бывает и, главное, всегда ли так должно быть? "Что толку человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" - говорит Господь. И этими словами Он отвечет на поставленный выше вопрос. Душа человека, его личность, неизмеримо больше и важнее, чем весь мир. Возможно, это трудно понять, но не личность является частью общества, наоборот, общество является одним из ее аспектов, все человечество, если угодно, - часть личности ("Человек состоит из людей" - И. Калинаускас). При таком отношении, во-первых, теряется смысл во внешней власти, она - ничто по сравнению с внутренней жизнью. А во-вторых, воспринимая свою личность таким образом, человек не может иначе воспринимать другие личности. А видя перед собой иной микрокосм, не менее глубокий, чем собственный, приходится к нему и относиться соответственно. "Что толку человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" В этих словах есть еще один смысл. Приобретать власть над внешними объектами человек может только в ущерб себе как субъекту. Экстериоризация (терминология Бердяева) обедняет внутренний мир. Проекция внутреннего содержания на внешние объекты не позволяет обнаружить это содержание в себе. Все вышесказанное одинаково относится, разумеется, как к "D", так и к "s"- отношению. Значит ли вышесказанное, что власть и подчинение в межличностных отношениях должны отвергаться сразу и навсегда? К сожалению, нет. К сожалению, мы живем в очень несовершенном мире, где как минимум 99% людей и помыслить не могут о иных отношениях. Для них они столь же естественны, как голубое небо, мокрая вода и т. д. И иного они просто не в состоянии понять. (В конце концов вся история распятия Господа не об этом? Отказавшись быть царем над ними, Он был казнен как последний из разбойников - правда, сейчас я не готов об этом говорить.) И желая общаться с человеком, бывает необходимо принять его правила, иначе он просто не увидит и не услышит тебя. Человек неспособен воспринимать то, что не вписывается в его картину мира.
Категория: ПСИХОЛОГИЯ | Просмотров: 1721 | Добавил: gg
Всего комментариев: 0
avatar