Слова Карен Хорни, сказанные в 1933 году, остаются актуальными и на
сегодняшний день. Кто только из психологов не обращался к этой теме,
какие только теории не были выдвинуты, а воз и ныне там. И это при том,
что мы имеем дело с самой распространенной из всех перверзий!
Единственное, что мне представляется бесспорным - садомазохизм имеет
архетипические корни (в терминологии Юнга), и этот архетип оказывает
влияние на жизнь всех без исключения людей. В конце концов, не зря Гроф в
своих психоделических сеансах всегда наталкивался на так называемую БПМ
3. Впрочем, сейчас я хотел бы остановиться на совершенно ином астекте
темы - "нравственном". Разумеется, не в ханжеском смысле (здесь
полностью согласен с В. В. Розановым: "даже не знаю, через "е" или через
"ерть" пишется "нравственность"). Мировоззрение человека должно быть
целостным, если одна сторона его противоречит другой - это признак
духовного нездоровья, наверное. Попробуем ответить на вопрос: совместимы
ли христианский взгляд на мир (хочется говорить о нем, все-таки, это
мой взгляд) и БДСМ ? То есть можно ли без внутренних противоречий
исповедывать и то, и другое? В общих чертах ответ на этот вопрос для
меня звучит так: если говорить об историческом христианстве, так оно и
не было ничем иным, кроме сплошного БДСМ . Но то учение, которое принес
на землю Господь, - прямо противоположно тематическому направлению.
Теперь позволю себе рассмотреть эти вопросы подробнее. Их, как мне
представляется, два: связанный со второй и третьей и с третьей и
четвертой буквами. I И вот вместо твердых основ для успокоения совести
человеческой раз навсегда - ты взял все, что есть необычайного,
гадательного и неопределенного, взял все, что было не по силам людей, а
потому поступил как бы и не любя их вовсе, - и это кто же: тот, который
пришел отдать за них жизнь свою! Вместо того чтоб овладеть людской
свободой, ты умножил ее и обременил ее мучениями душевное царство
человека вовеки. Ф. М. Достоевский. Легенда о великом инквизиторе.
Первый вопрос - вопрос о власти. Разумеется, в жизни общественной
отношения власти и подчинения необходимы, на них держится существование
человеческого общества. Значит ли это, что и во взаимоотношениях людей
кто-то всегда должен быть "сверху", а кто-то "снизу"? В реальной жизни
обычно так и происходит: столкновение силы характеров (уровней личной
силы в терминологии Кастанеды, если угодно) приводит к тому, что один
становится "ведущим", другой - "ведомым". Но всегда ли так бывает и,
главное, всегда ли так должно быть? "Что толку человеку, если он
приобретет весь мир, а душе своей повредит?" - говорит Господь. И этими
словами Он отвечет на поставленный выше вопрос. Душа человека, его
личность, неизмеримо больше и важнее, чем весь мир. Возможно, это трудно
понять, но не личность является частью общества, наоборот, общество
является одним из ее аспектов, все человечество, если угодно, - часть
личности ("Человек состоит из людей" - И. Калинаускас). При таком
отношении, во-первых, теряется смысл во внешней власти, она - ничто по
сравнению с внутренней жизнью. А во-вторых, воспринимая свою личность
таким образом, человек не может иначе воспринимать другие личности. А
видя перед собой иной микрокосм, не менее глубокий, чем собственный,
приходится к нему и относиться соответственно. "Что толку человеку, если
он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" В этих словах есть еще
один смысл. Приобретать власть над внешними объектами человек может
только в ущерб себе как субъекту. Экстериоризация (терминология
Бердяева) обедняет внутренний мир. Проекция внутреннего содержания на
внешние объекты не позволяет обнаружить это содержание в себе. Все
вышесказанное одинаково относится, разумеется, как к "D", так и к "s"-
отношению. Значит ли вышесказанное, что власть и подчинение в
межличностных отношениях должны отвергаться сразу и навсегда? К
сожалению, нет. К сожалению, мы живем в очень несовершенном мире, где
как минимум 99% людей и помыслить не могут о иных отношениях. Для них
они столь же естественны, как голубое небо, мокрая вода и т. д. И иного
они просто не в состоянии понять. (В конце концов вся история распятия
Господа не об этом? Отказавшись быть царем над ними, Он был казнен как
последний из разбойников - правда, сейчас я не готов об этом говорить.) И
желая общаться с человеком, бывает необходимо принять его правила,
иначе он просто не увидит и не услышит тебя. Человек неспособен
воспринимать то, что не вписывается в его картину мира.
|